Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура информирует о результатах работы за 2018 год

В 2018 году Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой особое внимание уделено состоянию законности в сферах охраны водных объектов, охраны земли, почв, недр, водных биологических ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, охраны объектов животного мира, лесопользовании.
В ходе осуществления надзорной деятельности по итогам года выявлено более 2000 нарушений закона, с целью устранения которых внесено 383 представления, принесено 64 протеста, в суды области направлено 115 заявлений. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования нарушения законов устранены, к дисциплинарной ответственности привлечены 273, к административной -163 лица.
По результатам проверок в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке и. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 9 материалов на основании которых возбуждено 9 уголовных дел.
Актуальные вопросы правоприменительной практики, особенности взаимодействия органов государственной власти и общественности обсуждены на заседаниях общественного экологического совета при природоохранной прокуратуре.
В рамках налаженного взаимодействия с Донским бассейновым водным управлением природоохранной прокуратурой проводились проверки в отношении водопользователей, сбрасывающих сточные воды с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, с целью устранения нарушения законов - внесены представления.
Наиболее злостных загрязнителей водных объектов по искам природоохранной прокуратуры в судебном порядке обязали обеспечить сброс сточных вод в водные объекты в соответствии с требованиями законов об охране водных объектов.
При этом, по материалам, направленным природоохранной прокуратурой в правоохранительные органы, генеральный директор АО «Аксайская ПМК РСВС», вступившим в законную силу приговором Аксайского районного суда, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ по факту загрязнения водного объекта балки Жанкина бассейна реки Дон химическими веществами в составе сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод города Аксая, которому причинен ущерб на сумму более 214 млн. рублей.
Во исполнение ранее направленного и удовлетворенного судом искового заявления администрацией Аксайского городского поселения 29.10.2018 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Реконструкция ОСК г. Аксая в п. Ковалевка» стоимостью 992 378 100 руб., завершение работ планируется в декабре 2020 года.
Минприроды РО, в том числе с учетом принятых природоохранной прокуратурой мер, установлены водоохранные зоны на водных объектах протяженностью около 8413,9 км, что составляет 82 % от их общей протяженности.
Проверкой исполнения законов об охране атмосферного воздуха выявлены природопользователи осуществляющие деятельности в отсутствие заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разработанных утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ, а также с превышением разрешенных выбросов.
С целью устранения нарушения законов об охране атмосферного воздуха руководителям организаций внесено 59 представлений, по которым нарушения устранены, к дисциплинарной ответственности привлечено 29 лиц, к административной 84 юридических и должностных лиц на сумму 2 млн. рублей.
Выявлены факты эксплуатации гидротехнический сооружений в отсутствие декларация безопасности и разрешений на эксплуатацию, не соответствующих критериальным требованиям безопасности, в том числе находящихся в пользовании ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз» комплекса гидротехнических сооружений прудов и водохранилища «Ростовское море», который в результате обследования признано опасным. В этой связи в результате рассмотрения иска природоохранного прокурора Ворошиловский районным судом г. Ростова-на-Дону 24.12.2018 принято решение об обязании учреждение устранить нарушения в сфере безопасности указанного комплекса ГТС.
Одной из наиболее актуальных экологических проблем Ростовской области является проблема обращения с отходами производства и потребления, в частности с твердыми коммунальными отходами, в том числе в связи с переходом с 01.01.2019 на новую систему обращения с отходами.
В рамках подготовки к новой системе обращения органами исполнительной власти области проведена определенная работа, однако не на должном уровне реализовывались полномочия в анализируемой сфере, принимались противоречащие федеральному законодательству правовые акты, что потребовало вмешательства природоохранной прокуратуры, в Минприроды и МинЖКХ РО внесены представления об устранении нарушений, принесены протесты, которые рассмотрены и признаны обоснованными.
Кроме того, установлено, что 25 предприятиями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, не принято мер, направленных на соблюдение запрета захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, некоторыми не исполнены обязанности по оборудованию полигона средствами измерения, не велся в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, а также размещенных отходов, осуществлялись работы по сбору и размещению (захоронению) отходов I - IV классов опасности в отсутствие в лицензии данных видов работ, программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, нарушения технологии складирования отходов.
Проверкой исполнения законов об охране и использовании недр, в части добычи подземных вод выявлены нарушения лицензионных требований, выразившиеся в отсутствии разработанной и утвержденной проектной документации, не проведении разведки, подсчета запасов и государственной экспертизы, фактически добываемых вод, отсутствие проектов водозабора, программ производственного контроля.
По указанным фактам руководителям организаций внесено 23 представления об устранении нарушений законов, которые рассмотрены и удовлетворены, приняты меры к устранению нарушений, возбуждено 30 дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых все виновные лица привлечены к административной ответственности.
Проводимыми мониторингами информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены факты незаконного размещения сведений о способах изготовления запрещенных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, предложений о продаже объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также о незаконной продаже частей и (или) производных диких животных, охраняемым международными договорами Российской Федерации. С целью устранения выявленных нарушений в суды области направлены 36 заявлений о признании информации запрещенной, которые рассмотрены и удовлетворены.
Указанная работа в 2019 году будет продолжена
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. 

Заместитель Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
младший советник юстиции                                                                    В.В. Нечепуренко

По результатам проверки природоохранной прокуратуры должностные лица Минприроды Ростовской области привлечены к дисциплинарной ответственности

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления возложенных функций на системной основе осуществляется анализ исполнения законов должностными лицами Минприроды Ростовской области, в том числе при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора на территории области.
Установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях государственными охотничьими инспекторами Минприроды Ростовской области допускаются факты неверной квалификации административных правонарушений, при привлечении к административной ответственности оставлены без внимания факты повторного привлечения граждан за нарушение Правил охоты в течение календарного года.
При установлении фактов отсутствия оплаты правонарушителями штрафов в установленный срок должностными лицами не приняты меры по принудительному исполнению административных наказаний.
Выявлены факты рассмотрения дел об административных правонарушения в отсутствие граждан, которые надлежащим образом не были уведомлены о дате и времени рассмотрения вменяемого правонарушения, чем нарушены их права на защиту.
Изучением разрешений на добычу охотничьих ресурсов, оформленных и выданных должностными лицами Минприроды Ростовской области для осуществления гражданами любительской и спортивной охоты на общедоступных охотничьих угодьях Ростовской области в сезоне охоты 2018-2019 годов, выявлены многочисленные нарушения законов, выразившиеся, в том числе в выдаче разрешений при наличии оснований для отказа в их предоставлении.
В 2018 году природоохранным прокурором министру природных ресурсов и экологии Ростовской области внесено 2 представления об устранении нарушений законов, по результатам их рассмотрения 11 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры к устранению нарушений законов и недопущению их впредь. Указанные вопросы находятся на постоянном контроле природоохранной прокуратуры.

Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 1 класса                                                                                              И.В. Бойко

О порядке взимания государственной пошлины в сфере оборота оружия

Размеры государственной пошлины, уплачиваемой с 1 октября 2017 г. за совершение
юридически значимых действий в сфере оборота оружия, устанавливаются Федеральными
законами от 1 июля 2017 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью ЗЗЗ33 Налогового
кодекса Российской Федерации» и № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный

закон «Об оружии».

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины за совершение
юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Кодекса,
установлен статьей 333.18 Кодекса.

При обращении за совершением юридически значимых действий в сфере оборота оружия
государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на
совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов (подпункт б
пункта 1 статьи 33318 Кодекса).

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого
действия в наличной или безналичной формах (пункт 3 статьи ЗЗЗ18 Кодекса).

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме
подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего
территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего
открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о
его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается
либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо
квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который
производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с
использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в
Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах
(далее - ГИС ГМП), предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ
«Об организации представления государственных и муниципальных услуг».

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС
ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не
требуется.

В целях стимулирования представления государственных услуг в электронной форме
пунктом 4 статьи ЗЗЗ35 Кодекса предусмотрено, что размеры государственной пошлины,
установленные главой 25.3 Кодекса, за совершение юридически значимых действий в
отношении физических лиц, до 1 января 2019 г. применяются с учетом коэффициента 0,7,
(то есть со скидкой в 30%) в случае подачи заявления о совершении указанных действий и
уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала
государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и
муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных единой системой
идентификации и аутентификации.

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура на охране водных биологических ресурсов

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на системной основе осуществляется надзор за исполнением законов в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Работниками природоохранной прокуратуры во время весеннего нерестового периода во взаимодействии с Азово-Черноморским территориальным Управлением Росрыболовства проведены 7 совместных целевых проверок на акватории водных объектов Ростовской области в административных границах Азовского, Аксайского, Неклиновского, Мясниковского, Семикаракорского районов, в ходе которых выявлено более 40 фактов нарушения законов недобросовестными рыболовами, которые привлечены Нижнедонским отделом рыбоохраны и мировыми судьями к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение Правил рыболовства).

В целях предупреждения фактов незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов и предотвращения их гибели в ходе рейдовых мероприятий из водных объектов извлечено более 2500 единиц незаконных орудий лова (ставных лесковых сетей, самоловных красноловных крючьев, отцеживающих и объячеивающих орудий добычи (вылова) и приспособлений – «пауков», «хваток», «косынок», «подъемников»), более1500 кгнезаконно добытых водных биологических ресурсов, жизнеспособная часть которых выпущена в естественную среду.

Организована работа по выявлению фактов незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов на наиболее проблемных участках акватории водных объектов («Донское запретное пространство», участок «Дельта Дона» особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Донской»). Изучением административной практики Нижнедонского отдела АЧТУ Росрыболовства установлен факт осуществления группой лиц по предварительному сговору браконьерства в «Донском запретном пространстве» в административных границах Неклиновского района с применением плавательного средства и запрещенных орудий лова (ставных сетей), действиями которых причинен ущерб водным биологическим ресурсам на сумму более 40 000 рублей. По данному факту постановление в порядке п. 2. ч. 2 ст. 37 УПК РФ и материалы проверки природоохранным прокурором направлены в ОМВД по Неклиновскому району для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 256 УК РФ. Всего в истекшем периоде 2018 года природоохранной прокуратурой в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ вынесены 8 постановлений о направлении материалов проверки в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. ч. 1, 3 ст. 256 УК РФ, по которым возбуждено 4 уголовных дела, по 4 проводятся доследственные проверки.

С начала года в суды области направлены 22 заявления о признании информации о способах изготовления электроудочки и перемета, являющихся запрещенными орудиями добычи (вылова) и влекущими массовую гибель водных биоресурсов, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, которые, из которых 19 рассмотрены и удовлетворены. Судебные решения направлены в Управление Роскомнадзора по Ростовской области для блокирования сайтов в сети «Интернет» и ограничения доступа неограниченного круга лиц к запрещенной информации.

В целях возмещения ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биоресурсов, в суды области направлено 3 исковых заявления на общую сумму более 170 000 рублей, которые рассмотрены и удовлетворены. Решения судов вступили в законную силу, исполнительные листы направлены в территориальные отделы судебных приставов для принудительного взыскания ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам.

Помощник Ростовского межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 1 класса И.В. Бойко